full

Дата публикации:27.01.2015

Сокращение сроков регистрации прав на недвижимость до одного дня может оказаться подарком для мошенников — адвокат

Сокращение сроков регистрации прав на недвижимость до одного дня может оказаться подарком для мошенников

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», кардинально меняющий условия работы со сведениями о правах на недвижимость в госреестре. Одно из нововведений — сокращение срока госрегистрации прав на недвижимость на основании нотариально удостоверенных документов с пяти до трех рабочих дней, а в случае представления бумаг в форме электронных документов — до одного рабочего дня. О том, почему сокращение сроков регистрации прав на недвижимость до одного дня может оказаться подарком для мошенников, рассказывает адвокат Олег Сухов, сообщает в четверг пресс-служба «Юридического центра адвоката Олега Сухова».

Системы электронного документооборота при регистрации сделок с недвижимостью внедрены во многих странах, в том числе и в соседних (например, в Казахстане). Теперь и россияне, совершающие сделки с недвижимостью, заплатив нотариальный тариф, получают возможность оформить права через Росреестр в минимально возможный срок. «Регистрация сделки за один день — теперь реальность. Круто!» — такие комментарии уже появились на специализированных форумах о недвижимости.

Однако при этом подобные нововведения, ставшие результатом масштабной лоббистской кампании по усилению роли нотариата, несут дополнительные риски для собственников недвижимости. Причиной возникновения таких рисков могут стать ошибки нотариусов либо взлом систем электронного документооборота мошенниками с целью оформления операций с квартирами без ведома их собственников

По словам экспертов, система обмена информацией будет обеспечена надежной защитой. Однако история ошибок нотариусов, произошедших в последние годы и ставших причиной затяжных судебных разбирательств, заставляет усомниться в технологичности самих пользователей системы электронного документооборота — нотариусов. Зачастую причиной ошибок становится либо их халатность, либо неосведомленность о новеллах гражданского и земельного законодательства. Сделки, которые выходят за пределы типовых нотариальных договоров, нередко ставят нотариусов в тупик. О невысоком качестве оказания нотариальных услуг свидетельствуют и многочасовые очереди, которые в будни можно увидеть в большинстве нотариальных контор в крупных городах страны. Возникают оправданные сомнения в том, что при нынешнем уровне квалификации нотариусы смогут эффективно координировать свою деятельность с органами Росреестра (в ведомстве отточены собственные внутренние правила передачи и оформления документов, созданы электронные базы недвижимости).

«Самые неприятные последствия имеют нотариальные ошибки, связанные с определением дееспособности человека, — отмечает адвокат Олег Сухов. — Эти проколы обходятся дорого. Нотариально заверенные сделки признаются недействительными из-за признания недееспособности одного из участников по иску заинтересованных лиц. Оплошности здесь возникают в первую очередь потому, что нотариусы определяют дееспособность по косвенным признакам, необоснованно полагаясь на интуицию, а не на медицинские показания, ведь информация о психическом здоровье клиентов им не доступна. В 2014 году в Коптевском районном суде г. Москвы рассматривалось дело по иску рентодателя, который не получил квартиру после смерти получательницы ренты, поскольку нотариально заверенный договор был оспорен наследницей — прежнюю владелицу квартиры сочли недееспособной. Взыскать компенсацию ни с нотариуса, ни со страховой компании, в которой была застрахована его гражданская ответственность, истцу не удалось».

Формально нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. Гражданская ответственность нотариуса страхуется. Известны примеры взыскания с нотариусов ущерба, причиненного в результате их (не)профессиональной деятельности. Например, Преображенским районным судом Москвы были признаны законными требования по возмещению материального ущерба москвичке, которая из-за ошибки нотариуса потеряла приобретенную однокомнатную квартиру. Выяснилось, что жилье было приобретено у мошенников. Которым нотариус заверил свидетельство о праве на наследство на основании представленного поддельного свидетельства о рождении. Впоследствии сделка купли-продажи была оспорена наследниками. Сумма, эквивалентная стоимости квартиры, утраченной добросовестным приобретателем, взыскана судом как со страховой компании, в которой была застрахована гражданская ответственность нотариуса, так и с самого нотариуса.

Однако чаще жертвам нотариальных ошибок не удается добиться выплаты компенсаций. При недостаточности страхового покрытия либо отказе в страховом возмещении компенсировать вред за счет личного имущества нотариусов не всегда представляется возможным, так как ценные активы виновники предусмотрительно оформляют на родственников. «При таком раскладе становится актуальным вопрос усиления материальной ответственности нотариусов. Новым законом вносятся изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, предполагающие уточнение требований к нотариусам и повышение их ответственности. Однако большинство нововведений запланировано на… 2016–2018 годы. В частности, к формированию компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты за счет отчислений нотариальных палат планируется приступить только в 2016 году, а компенсационные выплаты из него станут возможны только с 1 января 2018 года. Хотя было бы логичнее создавать систему гарантий параллельно процессу расширения полномочий нотариата», — считает адвокат Олег Сухов.

Источник: ИА DAILYSTROY